У нас можно оплатить материнским капиталом или получить налоговый вычет за абонемент
Екатерина Романова, Художественный руководитель студии
Чем отличаются занятия у детей разных возрастов?
Театр и его подходы разнообразны. Вековой спор методологий подарил нам инструменты, благодаря которым мы можем подойти к обучению актерскому искусству с самых малых лет. Одно но - «не все полезно брату Петру, что полезно брату Игнату».
Дошкольники. У детей к 4 годам существует своё представление о мире. Здесь он в центре, его родители и близкие охраняют его, существует некий внешний мир, который пока не существует автономно, а в представлении ребенка подчиняется его способу существования. В отличие от детей более ранее возраста, ребенок в 4 года уже может понимать, что существуют другие люди и их желания и потребности. Оттого в работе с дошкольниками можно и нужно заниматься первыми шагами, азами партнерства. Как только ребёнок начнёт понимать, что от него зависит чья-то жизнь (пусть и сценическая), мера ответственности у него возрастет. Еще более важно заниматься развитием продуктивного внимания. Дистанция памяти и удержания внимания у ребенка крайне коротка. Простоять на месте одну минуту, да еще и в одной позе - задача на уровне подвига. Средствами упражнений запоминания, внимания, верного чувства времени возможно развить этот необходимый навык.
Младшие школьники. В случае с младшими школьниками педагогу предстоит столкнуться с огромным количеством возрастных «бонусов», но и с рядом проблем. Из хорошего: еще вчера эти дети играли кошечек, собачек, дразнили друг друга, придумывали себе образы, потому их игровая природа еще не успела притупиться, а точность исполнения стала на уровень выше (сказывается структурность, требуемая в школе, стремление к дисциплине и усидчивости). Всерьёз же мы имеем дело с концентрацией на себе гораздо больше, чем у детей дошкольного возраста. Говорить с партнером на сцене, видеть его, откликаться на его реплики, слышать - в этом возрасте очень сложно. Здесь помогают упражнения на партнерство, взаимодействие, общая, групповая работа. Средние школьники. К возрасту 10-15 лет ребенок уже умеет контролировать себя, стремится к результату – спектаклю или любому другому показу, работает на совершенствование навыков и проработку роли. Чаще всего это касается внешних признаков героя, мизансцен в спектакле. Для этого возраста педагог должен идти по пути «осмысленности» происходящего. Годы «чтения с выражением» в школе и типичные представления о жизни вокруг, сформированные в классе, во дворе, семье может дать эффект заученности текста, предсказуемости действий, и, проще говоря, фальши. Необходимо добиваться от ребенка логики, последовательности и целесообразности каждого сказанного слова и выполненного сценического действия.
Подростки. Старшие школьники. В один из самых сложных периодов жизни человека, очень важно не передавить, не уничтожить и без того уязвимого человека. «Идти от себя» не поможет. Потому что подростки не могут уверенно сказать, а кто они сами для себя. К 15 годам ребенок придумал себя. Так он будет ходить, так будет говорить, такие поступки совершать. Есть ли в этом истинная его природа? Вряд ли. Потому этим восприятием можно воспользоваться и идти не от себя, а от роли, от персонажа, от маски. Состарить себя, сделать большой живот, надеть очки. Создание этого масочного образа поможет студенту говорить откровенно со зрителем, ведь ты не обнажаешься перед публикой, не ты говоришь с ней, ты находишься под защитой персонажа. А когда у тебя есть эта защита, сняв ее, ты поймёшь, что нужды играть кого-то в жизни просто нет.
25.01.2023
Златьев Илья Станиславович, генеральный директор студии
Почему детского театрального образования не существует?
Ну, конечно же, оно существует, но в каком виде? Можно пойти в многопрофильный ВУЗ, пройти курс "Детский педагог театрального образования" и, вроде, чему-то тебя научат. Учить тебя будут по каким-то методичкам и учебникам преподаватели, которые, сомневаюсь, что сами работали с детьми. И обучают тебя, но без самих детей. И поэтому на многих таких курсах тебя просто обучают на профессию актера/актрисы, а дальше уже сами разбирайтесь со своими детьми :)
Поэтому в студии приходится и переучивать, и учить заново, и слава богу, что есть этот огромный 15-летний опыт студии, и наш художественный совет курирует и обучает наших новых педагогов, пользуясь этим опытом.
Надо открыть курс «Настоящий педагог детской театральной студии» :)
11.01.2023
Македоний Киселев, режиссер, актер, педагог, тренер по актерскому мастерству
Про секреты МХАТа
«У «стариков» МХАТа было много секретов! Вот, например! Как правильно чихать на сцене. Для этого нужно громко, но не очень разборчиво, произнести слово «ящик» (чихая на «я»). А если нужен более сильный звук, когда совсем заложен нос - лучше употреблять «хрящик» (с чиханием на «хря»).
Ну а если это совсем мелкий чих, почти впроброс, то можно сказать «спички» (с ударением на «чки»).
Это Вячеслав Михайлович Невинный так учил молодых. А ему ещё Кедров про это рассказал. А если выходишь на сцену и зал холодный, не реагирует – «надо добавить неадеквата»! То есть не руша рисунка начать как-то странно себя вести, зависать посреди фразы, необычно интонировать, внимательно разглядывать что-то невидимое! Чтобы зритель сразу проснулся и включился – что это с артистом, почему его так колбасит!
А забавлялись мхатовцы так: кто-то тихо, так чтобы не слышал зритель, говорил слово «Гопкинс!» – и партнёр должен был моментально подпрыгнуть вверх! Вне всякой логики и независимо от пьесы. За спектакль сказать «Гопкинс!» можно было ограниченное количество раз. Чтобы не переборщить.
И некоторые зрители с изумлением вспоминали потом эти внезапные «подпрыгивания»! Относя их к неожиданному и парадоксальному режиссёрскому решению! Такого на лекциях по истории театра, конечно, не расскажут! ))))»
30.01.2023
Дмитрий Хохлов, режиссер-педагог
В чем разница между цирком, театром и амфитеатром?
Когда я нахожусь в кругу любопытных людей, меня часто спрашивают: "В чем разница между цирком и театром, между театром и концертом, между концертом и цирком, и что такое амфитеатр?". Я выработал стратегию ответа, потому что этот вопрос является на мой взгляд сложнейшим. Особенно сложный он в срезе сегодняшнего времени.
Я говорю, что надо идти от начала. То есть от древнего Рима, эпохи Республики. Там существовали: цирк, амфитеатр и театр. Чем они отличались? Размером! Ведь глобализм и девиз "Хлеба и зрелищ" был очень присущ Римской империи. Театр мог вместить 15 тысяч человек. Там шли, например, театрализованные постановки Амфитеатр мог вместить в себя до 120 тысяч людей, где 30 тысяч стояли. Там могли проходить, например, гладиаторские бои. Самый знаменитый амфитеатр — Колизей. Это уже не секрет! Цирк мог вместить 400 тысяч человек! Там проходили, например, навмахии. Навмахия — морское сражение. Т.е. вокруг сцены была вода (либо вокруг озера строили цирк, либо с помощью системы водоснабжения наполняли центр) туда запускали корабли, которые сражались друг с другом. Естественно это было сражение не понарошку. Однажды, при правлении Клавдия, за одно представление было задействовано 19 тысяч рабов, которые друг с другом сражались! Это страшно представить в своем воображении, но это было. То есть чем шире представление, азартнее и кровожаднее — тем больше помещение, которое под собой имеет название.
Обычно я так отвечаю и часто этот ответ удовлетворяет человека, но что же касается сегодняшнего дня? Я считаю, что цирк, концерт и театр — вид зрелищного искусства, которые имеют разные критерии. Просто современная жанровость, смешивание стилей и эклектичность совершили огромное количество дополнительных нюансов, в которых надо разбираться. Например: каждый второй спектакль не может быть спектаклем в полной мере, потому что он в себе содержит элементы перформанса, а значит это перформативно-театрализованный спектакль и это нельзя в полной мере назвать перформансом, но и театральным спектаклем тоже.
Получается, что цирк, театр, концерты и другие слова подобного типа заимствуют у друг друга многие вещи. Появляется многожанровость и это хорошо, потому что это — развитие нашей культуры. Возникают новые виды представлений и эксперименты. Их сложнее друг от друга отличить, но благодаря этому культура обретает объем! А как различать эти нюансы? Это уже совсем другой вопрос. Если вам интересно, напишите об этом в комментариях, возможно, это станет темой для следующей авторской колонки
15.03.2023
Федеральная театральная студия для детей и подростков «Я – Актер!» от 4 до 17 лет
Москва, Санкт-Петербург +13 городов России
Получить консультацию
Tilda Publishing
Пройдите тест и получите сертификат на бесплатное пробное занятие вместо 990р